Общее·количество·просмотров·страницы

среда, 24 февраля 2016 г.

Священное место Матросский сад - тайна столетий. (Sacred place Sailor's garden - a mystery centuries.)

Священное место Матросский сад - тайна столетий.

В древние времена, при выборе места строительства новой святыни, руководствовались несколькими факторами. У разных конфессий был специальный человек, который указывал, где строить храм. Также, руководствовались функциональными удобствами территории, эстетическими соображениями. По религиозным традициям, также, принято ставить храм на месте старого, разрушенного,   такое место является святым. И в истории есть примеры, когда на месте, где был храм одной конфессии, выстраивался храм другой. Именно таким местом является территория Матросского сада, в народе именуемого Морсадом.
История этого святого места, при всей своей однозначности,   является запутанной. Вот я и хочу немного разобраться в этом вопросе. Мне проще начать с конца, то есть с последнего храма, существовавшего на этом месте.
Изначально, Александро-Невская церковь располагалась в старой греческой Николаевской церкви, той самой, которая впоследствии стала "военной", так как там проводились богослужения для 52 Виленского полка. В 1808 году в старинной турецкой мечети (Биюк-Джами) был устроен придел во имя святителя Николая и велись богослужения. В 1810 строительная комиссия распорядилась приступить к перестройке мечети, но для этого нужно было сломать отдельные её части  и придел был закрыт. А богослужения временно стали проводится в греческой Введенской церкви, но из-за неудобства, в 1811 снова стали проводится в Николаевской церкви[1]. И там, же они проводились вплоть до 1873 г. из-за полувековой финансовой манипуляции.

Александро-Невский Собор (Феодосия открытка IXX века)

В 1808 г. император Александр I ассигновал из государственного казначейства 47738 рублей на постройку в Феодосии собора во имя св. Александра Невского. Первый подрядчик Ниоти оказался несостоятельным и в 1812 году скончался, а выданная ему сумма не могла быть взыскана с наследников и строительство было отложено на неопределенное время, пока дела государственного казначейства не улучшатся. Но в 1847 году, благодаря вмешательству архиепископа Гавриила, князь Воронцов приказал дать ход этому делу. Было решено выделить из феодосийского ссудного капитала 20000 рублей, с условием, что остальную часть назначенной суммы (44607 руб.), в 24607 рублей соберут со своей стороны жители города. Но, к сожалению, удалось собрать всего лишь сумму 1650 рублей, да и  то, не все подписавшиеся хотели отдавать деньги, изменив свое решение. Существовало   мнение, что на этом окончится вопрос о постройке храма. Но 28 ноября 1870 г. Губернское правление постановило, что сумма в 20000 рублей, выделяемая из ссудного капитала на постройку собора в 1854 г., с учетом всех наросших процентов в 1870 г., составляет 35000 рублей. 16 февраля 1871 г. вышел указ о немедленной выдаче попечительству половины из разрешенной к постройке суммы 17500 рублей.  Но городская дума не согласилась   отдавать ссудный капитал, выделенный на строительство Александро-Невского собора. Оказалось, на эти деньги у думы уже были планы, а именно, использовать их для строительства нового банка. И только указ Губернского правления заставил городскую думу сдаться, и выплатить первую половину денег попечительству немедленно. Вторую часть выплатили чуть позже. Вот так завершилась история постройки Александро-Невского собора, который был закончен в 1873 г. и освещен епископом Гурием[2].
Из интересных фактов о Александро-Невском соборе, можно добавить, что около него какой-то северянин посадил несколько березок. Это придавало некоторую необычность, учитывая редкость этого дерева в наших краях[3]. В разных статьях фигурирует Виктор Матвеевич Микрюков, который был похоронен в соборе. Но, похоже, пошла путаница о том, где именно был похоронен адмирал. В метрике Александро-Невского[4] собора сказано, что памятная табличка с описанием подвигов была вмонтирована в колонну правого клироса (место, на котором во время богослужения находятся певчие и чтецы). А сам Виктор Матвеевич похоронен под спудом (устаревш. тайник, хранилище). В церковном контексте обычно имеется в виду под полом храма, но вполне может быть и подвале. Как в Севастополе во Владимирском соборе в подвале похоронены четыре адмирала[5].
Ранее было известно, что "под куполом" Александро-Невского собора были похоронены 16 человек (преимущественно юнкеров) Киевского Константиновского Военного училища, убитых в бою на Перекопском перешейке 15 января 1920 г[6]. Данная версия, очевидно, базировалась на выписке из метрической книги Александо-Невского собора, сделанной феодосийским краеведом Андреем Бобковым в 1995 г. Довольно сомнительно, что 16 человек похоронили в самом соборе. А после более детального изучения этого вопроса, я   пришел к выводу, что юнкера были погребены в другом месте. Кроме этого в книге "Река времен. Русский Провинциальный некрополь 1996 г."[7] есть еще четыре человека похороненные "под куполом" собора:

1.Гончаров Иоанн Ильич (11 июня 1846 - 2 февраля 1846) священник;
2.Граперон Анна Николаевна (? - 23 мая 1877) скорей всего, жена феодосийского врача, краеведа Граперона Ивана Ивановича;
3.Кулаков Павел Николаевич (? - 7 августа 1874, 44 л.) командир Горско-Моздокского казачьего полка;
4.Павленко Иван Григорьевич (1831 - 20 июля 1905)

Возможно, фраза похоронен "под куполом" не означает буквально, что человека хоронили в храме или около него, а говорит о том, что его там отпевали. А может, путаница пошла только с юнкерами, потому как вышеупомянутые 4 человека действительно были погребены у главного собора[8]. Стоит отметить, что в книге "Река времен" упоминается  и Микрюков, с пояснением, что он похоронен именно в соборе, а остальные "под куполом".
В разных источниках упоминается одна реликвия, находившаяся в соборе - это каменная икона, с изображением Св. Николая, с евангелием[9]. У некоторых людей возникали сомнения о том, действительно ли существовала эта каменная барельефная икона или это был очередной церковный вымысел? Но абсолютно разные источники говорят одно и тоже и описывают эту самую икону. М.Погодин в 1871 г. пишет следующее: "В музее примечательны вещи по моему мнению суть следующая:... Образ, высеченный из камня, может быть Николая чудотворца, найденный в древнем фундаменте на площади, где строят новый собор"[10]. В указателе музея древности от 1911 г. указана запись: "Каменная барельефная икона: лик Св. Николая, епископа Мир-Ликийского с евангелием, заделана в стену по правой руке в собор. Найден камень в фундаменте главной турецкой мечети в Феодосии, "Султан-Селим", где ныне собор"[11]. Ну и наконец, в метрике Александро-Невского собора сказано следующее: "На южной стороне вделана в стене каменная икона Святителя Николая в раме, вокруг которой написано: "Это изображение Св. Николая православному храму, существовавшему на этом месте в 8 и 9 веках. Найдено в 1871 г. при раскопках фундамента сего Александра-Невского Собора заложенного в 1872 году и оконченного в 1873""[12]. Конечно не обошлось без исторических искажений, связанных с иконой Св. Николая. Известный епископ Гермоген отмечал, что в Александро-Невском соборе примечательна "икона святителя Николая на каменной плите, найденная при разрытии фундамента стоящей здесь мечети, перестроенной из христианской церкви"[13]. Гермоген утверждает, что мечеть была перестроена из христианского храма, но не указывает источник этих сведений. Как и не утверждает, что наличие иконы Св. Николая - является доказательством существовавшего здесь христианского храма. Но в последующем, именно эта икона будет приводится в качестве главного аргумента, существования древней христианской церкви в "Морсаде". А в некоторых книгах напишут, что каменная икона была найдена в результате специальных археологических раскопок. Опять же без указания конкретных источников. А пока самая объективная версия, что икона была найдена в фундаменте турецкой мечети, при её перестройке в Александро-Невский собор. Как она там могла оказаться? Да как угодно. Её могли туда поместить специально, при строительстве мечети, а могли использовать в качестве строительного материала. В те времена, в турецких сооружениях часто присутствовали архитектурные элементы древней Феодосии, например те же геннуэзкие таблички[14]. Без точных сведений сейчас нельзя авторитетно утверждать, как оказалась икона Св. Николая в фундаменте турецкой мечети. К сожалению, дальнейшая судьба этой иконы не известна. Возможно, она была уничтожена вместе с собором, а может быть оказалась у кого-нибудь в частной коллекции.
Предшественником Александро-Невского собора была выше упомянутая турецкая мечеть Биюк-Джами[15] или Султан-Селим[16]. Название "Биюк Джами" переводится как "Большая мечеть", а Султан-Селим это второе название в честь Сулеймана I[17]. Доподлинно не известно всех деталей строительства мечети и точной даты её сооружения. Но принято считать, что её построили в 1522 г. 

Мечеть Биюк Джами (С плана 1798 г.)

Также бытует мнение, что мечеть сооружена по проекту выдающегося османского зодчего Ходжи Синана. Но при этом в официальном списке его работ есть только два сооружения, построенных в Крыму. Это Ханская мечеть в Евпатории и разрушенные бани Сулеймана в Феодосии. Как известно, турецкие бани Сулеймана были построены на городской площади, возле главной мечети. То есть на территории нынешнего "Морсада". Есть, конечно, разные версии, о том, почему бани числятся в официальном списке, а мечеть нет. Одни считают, что мечеть Сулеймана была первой работой зодчего Ходжи Синана и поэтому об этом событии нет записи. Другие считают, что постройка была выполнена учеником Синана. В любом случае, точной информации по этому поводу нет,  и данный вопрос остается открытым.

Турецкие бани и Мечеть Биюк Джами. Феодосия, 1833 г. (Альбом Дюбуа де Монпере )

Еще интересна история с древними мраморными колоннами, находящимися в мечети. Их описал известный путешественник Павел Иванович Сумароков: "Преддверие её, роде пространной галереи, имеет посреди четыре из дикого мрамора столпа, цельные, вышиною каждый слишком в 4 аршина. Сии колонны, как думать надобно, взяты в сию мечеть из какой-нибудь греческой церкви; чему служит доказательством высеченная на одном столпе греко-эллинская надгробная надпись, которая гласит так: Здесь лежит раб божий. представившийся мая 13 дня в пятницу, в 4 часа по полудню, в лето по Адаму STKZ, т.е., в 6327 году, чему теперь уже 980 лет. Почтенная древность!"[18]. Конечно, существует несколько легенд на эту тему. По одной из них, два  менгира, установленных у феодосийского музея древностей, на холме Митридат, и есть эти самые мраморные колонны. Хотя менгиры   были сделаны из гранита. Другая   легенда говорит, что Александро-Невский собор был "украшен колоннадой, в которую были вмонтированы мраморные колонны, найденные при раскопках древнего христианского храма, стоявшего на этом месте"[19].  Но если обратиться к статье Н.Н. Мурзакевича, опубликованной в 1837 году, можно узнать интересные детали. Николай Мурзакевич описывает ту же самую мраморную колонну с греческо-эллинской надписью, находящуюся в феодосийском музее: "она высечена на круглой мраморной колонне, которая вероятно некогда была в христианском храме, а оттуда была перенесена в главную феодосийскую мечеть (недавно сломанную), и из мечети же поступила в музей"[20]. Ну а конечную точку в этом вопросе ставит московский историк Андрей Юрьевич Виноградов: "Надпись датирована довольно редким обозначением «от Адама», характерным для боспорской традиции конца VIII — начала Х веков. Такое обозначение крайне редко и не встречается в других местах раньше конца XII века. Близка она к V 316 и по формуле, и по палеографии, за исключением альфы с наклонной перекладиной. Поскольку же, как было указано выше, столь качественное надгробие не могло быть выполнено в Феодосии 810-х годов, то встает вопрос: а не было ли оно привезено не из Малой Азии, а из Керчи? Мы знаем, что колонны храма св. Иоанна Предтечи происходят из ранневизантийской базилики, и на две из них нанесены эпитафии. Поэтому, колонна из Феодосии, также из проконесского мрамора и того же диаметра, очевидно, происходила из этой базилики, и затем, при строительстве храм св. Иоанна Предтечи, была встроена не в него, а в какую-ту другую постройку (или оставлена просто стоять), в турецкое же время, взята оттуда и перевезена в Феодосию"[21]. Эта колонна и сейчас стоит на территории феодосийского музея древностей.

Греческая мраморная колонна (Феодосийский музей древностей)

Полный перевод надписи выглядит так: "Здесь лежит раба Божья монахиня Елена; скончалась 11 мая, в среду, в 1-ом часу. Скончался раб Божий Тамган 13 мая, в пятницу, в 5-ом часу, в год от Адама 6327". Выходит, что и мраморные колонны тоже не являются доказательством существования древнего христианского храма на месте мечети "Биюк-Джами".
Но это не означает, что ранее здесь не было священного сооружения. Тут действительно был христианский храм, только не православный, а католический. Тункина И.В. ссылаясь на Ф. Дюбуа де Монпере пишет, что мечеть Биюк-Джами изначально была епископальной церковью генуэзцев. «Возведена в XIV в., затем перестроена в мечеть с добавлением по трем сторонам 11 малых куполов»[22]. А во времена генуэзцев кафедральным храмом была церковь св. Агнессы, находившаяся внутри цитадели[23]. Это же подтверждение можно встретит у Л.П. Колли «Она стояла на том же месте, где в последствии Турки воздвигли свою главную мечеть Султан-Селим»[24]. Также, согласно исследований С.Г. Бочарова, кафедральный сбор св. Агнессы находился в районе центральной площади, то есть на территории современного Морсада[25].
О церкви св. Агнессы известно очень мало, но все  же, я попробую описать её. Храм св. Агнессы был построен в 1318 г.[26], тогда же воздвигся в ранг кафедрального собора Папой Иоанном XXII[27] и получил своего первого епископа – Иеронима Каталонского[28]. Собор являлся главным храмом города Каффы и был настолько ослепителен внешне, что даже «набожнейший в то время Париж не мог представить равного»[29]. Храм был украшен красивой каменной резьбой, покрытой позолотой и расцвеченными красками[30]. На праздник Рождества Господня из городской казны  в этот храм отпускалось 4 восковые свечи ценою в 80 аспров, то же в Пасху и Воскресение Господне. В праздник Св. Агнессы в сей храм из городской казны отпускалось  4 восковые свечи в 80 аспров[31]. В 1389 г. Церковь получила от Папы Бонифация IX права индульгенции и подчинялась кафинскому латинскому епископу[32].
К сожалению, до наших дней от этой церкви не осталось и следа. Но в указателе музея Одесского общества истории и древностей за 1908 г. есть любопытная запись: «Вероятно, все они принадлежали главной каффской церкви св. Агнессы. Из них любопытны – остаток свода с изображением шестикрылого серафима, капитель  и остаток мраморной витой колонны»[33].  Этот замковый камень клинчатой формы от арки перекрытия с рельефным изображением серафима был представлен в работе Е.Ч. Скржинской[34] с пометкой, что он находиться в одесском музее. А подробно эту архитектурную деталь описала Е.А. Айбабина и указала что, она «Найдена при раскопках А.Л. Бертье-Делагарда на территории Карантинной горки при строительстве феодосийского порта в конце XIX в.»[35]

Шестикрылый серафим из церкви св. Агнессы (Одесский археологический музей)

В результате этих раскопок было найдено множество керамики, которую Бертье-Делагард передал директору одесского археологического музея Э.Р. Штерну. Который, впоследствии, напишет указатель музея Одесского общества истории и древностей, и  труд «Феодосия и её керамика», где упомянет, выше описанную, архитектурную деталь. Место, где нашел Бертье-Делагард этот фрагмент арки - еще раз подтверждает версию о том, что он из церкви св. Агнессы. Еще В.Н. Юргевич говорил, что некоторые католические храмы Каффы, были перестроены в мечети, во времена турецкого правления[36].
В итоге, можно сказать, что территория Морсада действительно священная.   В  разные времена здесь были   серьезные и такие разные храмы. Каждый из них был очень высокого значения. Первым был кафедральный католический храм св. Агнессы, затем главная турецкая мечеть Биюк-Джами и последний главный православный собор Александра-Невского. Это лишь крупица громаднейшей истории нашего древнего города.


Выражаю благодарность Бобкову А.А. (Феодосия).
Статья была опубликована в Феодосийской газете Кафа №12, №13 от 16 и 18 февраля 2016 года.



[1] Епископ Гермоген.  Таврическая епархия. Псков. Типография губернского правления 1887. -521 с. -с. 376.
[2] Виноградов В.К. Феодосия: исторический очерк. Феодосия: "Арт Лайф", 2011. - 161 с. –с. 130.
[3] Протоиерей Николай Доненко. Новомученики Феодосии. Феодосия: Коктебель, 2005.  -318 с., ил., -с. 106.
[4] Гончаров В.Т., Виноградов К.А. "Феодоситы" (выпуск №3). Феодосия: "Арт Лайф", 2013. -133 с. -с. 111.
[5] Конференция, посвященная 145-летию окончания Крымской войны 1853-1856 гг. Таврия-Плюс, 2001 г. -247 с.
[6] Метрическая книга Александро-Невского Собора г. Феодосии 1919-1920 годы. Феодосийский Краеведческий Музей. Коллекция Метрических книг. оп. 1. Единица хранения 121. -с.293-295.
[7] Река Времен. Книга 4." Русский Провинциальный Некрополь". Картотека Н.П.Чулкова, из собрания Государственного Литературного музея. Москва: "ЭЛЛИС ЛАК", 1996. - 415 с.
[8] Чернопятов В.И.Некрополь Крымского полуострова. М., 1910. - 314 с.
[9] Епископ Гермоген.  Таврическая епархия. -с. 376.
[10] Феодосия и Судак // ЗООИД, Одесса , 1872 год -т. 8 -520с. -с. 306. 
[11] Колли Л.П. Указатель Феодосийского Музея Древностей. Феодосия, 1912. - 32 с. -с. 18.
[12] Гончаров В.Т., Виноградов К.А. "Феодоситы" (выпуск №3). -с. 113.
[13] Епископ Гермоген.  Таврическая епархия. -с. 376.
[14] ИТУАК Т. 13 Генуэзская плита найденная в г. Феодосии в 1890 г. // ИТУАК, Симферополь, 1891 год - т. 13 -97с. - с. 75.
[15] Петер Симон Паллас, Борис Венедиктовых Левшин. Наблюдения, сделанные во время путешествия по южным наместничествам Русского государства в 1793-1794 годах. Наука, 1999. -244 с. -с. 117.
[16] Кафа в период владения ею Банком св. Георгия (1454-1475) // ИТУАК, Симферополь, 1912 год - т. 47 -312с. - с. 86.
[17] Гайворонский Олекса. Мечеть султана Сулеймана (Биюк-Джами) в Кефе.
[18] Сумароков П.И. Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году, Павлом Сумароковым. С историческим и топографическим описанием всех тех мест. Москва, 1800. - 250 с. -с. 62.
[19] Протоиерей Николай Доненко. Новомученики Феодосии. -с 105.
[20] Журнал министерства народного просвещения. Часть 13. Санкт-Петербург: в типографии Императорской Академии Наук, 1837.  Мурзакевич Н. "Поездка в Крым в 1836". с. 672
[21] Виноградов А. Ю. Первый эпиграфист, «год от Адама» и воспорский Апостолейон. История феодосийской колонны // Образ Византии. Сборник статей в честь О. С. Поповой. М., 2008. — с. 67–72.
[22] Тункина И. В. Открытие Феодосии: Страницы археологического изучения Юго-Восточного Крыма и начальные этапы истории Феодосийского музея древностей. 1771-1871 гг. - Киев: Болеро, 2011. -240 с.; ил. -с. 51.
[23] Катюшин Е. А. Феодосия. Каффа. Кефе: Исторический очерк. Феодосия: Издат. дом "Коктебель" (Биб-ка альманаха "Крымский альбом". Вып. 6), 1998. 160 с., ил., 8 с. цв. Вкл.
[24] Кафа в период владения ею Банком св. Георгия. -с. 86.
[25] Бочаров С.Г. Диссертация на тему "Историческая топография Каффы, конец XIII в. - 1774 г. :Фортификация, культовые памятники, система водоснабжения". г. Москва, 2000 г. -277 с. -с. 65.
[26] Бочаров С.Г. Историческая топография Каффы. -с. 66.
[27] Устав для Генуэзских колоний изданный в Генуе 1449 году и в последний день Февраля // ЗООИД , Одесса , 1863 год -т. 5 -1010с. -с. 825.
[28] Грегор Приходко. История христианства в Казахстане и средней Азии в средние века. Караганда, 2000 г.
[29] Мурзакевич Н., ук. соч. -с. 24
[30] Крым сквозь тысячелетия. Симферополь: ЛИРА, 2004. -571 с. ; Айбабина Е.А. Генуэзцы в Крыму -с. 253.
[31] Устав для Генуэзских колоний -с. 704.
[32] Кафа в период владения ею Банком св. Георгия. -с. 86.
[33] Э.Р. фон Штерн. Краткий Указатель Музея Одесского общества истории и древностей. Одесса, 1908 г. -с. 57.
[34] Skrzinska E. Inscriptions latines des colonies génoises en Crimée (Théodosie, Soudak, Balaklava). Genova, 1928 г. -237с. -с. 84.
[35] Айбабина Е.А. Декоративная каменная резьба Каффы XIV – XVIII вв. Симферополь СОНАТ 2001г. 280 с. -с. 50.
[36] Айбабина Е.А. -с. 61.

Первухин Денис Евгеньевич (Феодосия)

При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна

Комментариев нет:

Отправить комментарий