Общее·количество·просмотров·страницы

понедельник, 21 сентября 2015 г.

Яни Фока - забытый талант. (Jani Fock - ένα ξεχασμένο ταλέντο.)

 Яни Фока - забытый талант.

 Яни Фока (1872-1940 г.) - кто же этот человек и почему он забытый талант? Для Феодосии это имя является историческим, но лишь не многие знают, что был такой человек. А ведь сделал он очень много! И до сих пор его творениями мы можем любоваться в нашем древнем городе. К большому сожалению о Яни практически ничего не известно. Единственный источник- это воспоминания Николая Степановича Барсамова, написанные в его книге "45 лет в галерее Айвазовского" Крым. Симферополь. 1971 г. И сколько не пытались найти информацию о Яни Фока - никому не удалось. Из воспоминаний Барсамова мы знаем, что Яни Фока выдающийся мастер-мраморщик. В молодости он приехал в Феодосию из Константинополя в поисках заработка. Работал он на строительстве, а когда работы не хватало - изготавливал надгробия.

Одна из работ мастера с авторским клеймом.

  "На проспекте Ленина, у здания лечебного корпуса санатория ВЦСПС, сохранилась каменная ограда, украшенная резными розетками. В ограде есть кованые железные двери, которые ведут в маленький замкнутый дворик, выложенный плотным ракушечным камнем (нуммулитовым известняком). Все это выполнено руками резчика по камню Фокой Яни." ("45 лет в галерее Айвазовского")
  Первое, что приходит в голову: это искусно оформленный вход в известную дачу "Отрада" (Виктория)

Мои дедушка с бабушкой Кутлыевы Назыф Галиахметович
и Любовь Федоровна у входа в дачу "Отрада" 1953 г.

  В разных источниках упоминается, что дача  была построена в 1914 году архитектором Николаем Петровичем Красновым. "Для оформления камней был приглашен мастер резьбы по камню Фока Яни. Он был невысокого роста, коренастый, очень сильный человек, который легко перетаскивал 100-киллограмовые каменные блоки. Резьба с точностью сохранилась. Как делали? Берется большой увесистый каменный блок и специальными резцами режется сложный узор, причем без права на ошибку. Если по ходу работы откалывается какой-то кусок, идет какое-то нарушение, что-то не получается, весь полностью каменный блок выбрасывается, берется другой и все это делается по-новому. Около года делали этот узор на арке при входе, это очень сложная работа. На фасаде, где мы видим отколовшуюся плитку, планировали сделать мозаику Феодосийского залива. Ее заказали на специальной фабрике в Италии, заплатили огромные деньги, сделали, погрузили заказ на корабль и начали перевозить сюда. Шел 1914 год, Первая мировая война. То ли случайно, то ли нет, корабль нарвался на мину и затонул. Поняв, что повторить этот заказ уже не удастся по многим причинам, решили выложить плитку в шахматном порядке." (газета Кафа, "Проспект Айвазовского имеет богатую историю", Ксения Серикова)
  Также хорошо известный памятник Айвазовского тоже связан с именем Фока. Точнее постамент на котором стоит памятник. Открытие памятника состоялось 2 мая 1930 года, основание для него изъявил желание сделать Яни Фока. Используя простейшие инструменты которыми, наверное, пользовались в древние времена, он вырубил каменные блоки на каменоломне под Лысой горой (Паша-Тепе). На месте очень быстро обработал блоки и сложил из них постамент. Барсамов описывал его работу как артистическую. 

Открытие памятника Айвазовскому  2 мая 1930 года. Крайний с права А.С. Грин.
( Фотография, хранившая тайну полвека. Лишь в восьмидесятом году киевский журналист Николай Леликов - приехавший на столетие Грина - сделал открытие, что на снимке крайний справа человек Александр Грин. )

  Мастерская Яни находилась на Сенной Площади (сейчас на этом месте находится перекресток ул. Л.Самариной и Щебетовской). Барсамов описывает Яни как немногословного и приятного собеседника. "Время и тяжелый труд наложили отпечаток на его внешность. Он был небольшого роста, коренаст и сутул из-за постоянного труда над глыбами камня. Фигура его приобрела характерные профессиональные черты: колени были всегда слегка согнуты, а руки висели вдоль туловища, будто он держал в них тяжелые инструменты." ("45 лет в галерее Айвазовского")    
  Николай Степанович Барсамов очень любил рисовать людей с выразительными чертами лица и Яни Фока был одним из них. Когда портрет был готов, Яни был очень доволен и попросил оставить портрет своим детям. Барсамов не смог ему отказать, но договорился на второй. Через неделю портрет был закончен и Николай Степанович посчитал его своей лучшей работой. Этот портрет сейчас находится в картинной галереи Айвазовского в Феодосии. 
  Из выше изложенной информации можно сделать вывод, что у Яни Фока остались наследники. Возможно они хранят его портрет работы Н.С. Барсамова. А может и нет...


  К сожалению, это самая подробная информация известная про Яни Фока. Поэтому я попробую собрать по крупицам еще немного.
Один из интересных фактов то, что Яни так же участвовал в строительстве известной феодосийской дачи Стамболи. Не удивлюсь если выяснится причастие Яни Фока к оформлению еще каких-нибудь феодосийских шедевров зодчества. Больше информации на этот счет мне не известно. Попадалась мне статья в интернете, что Яни Фока изготовил входную ограду старого кладбища, но там не было ссылки на источник. И поскольку больше я нигде упоминаний об этом не встречал, подтвердить не могу. 
  Похоронен он на старом феодосийском кладбище рядом со своей женой - Х.В. Фока (1876-1963 г.). Нигде не встречается расшифровка ее инициалов. Фамилия Фока имеет греческие корни и моя жена Ольга решила просмотреть греческие женские имена. Выяснилось, что на букву "Х" всего одно женское имя - Харита (Харитина). Есть и легенда связанная с эти именем: Хариты - греческие богини красоты и женской прелести (римские грации), считавшиеся дочерьми Зевса и Евриномы, дочери Океана. Сама же могила Фоки забыта, заброшена в полуразрушенном состоянии:

Надгробия Фока. 20 сентября 2015 г.

  Как видите плиты настолько поросли лишайником что прочитать что-то на них очень трудно. А нашел я его благодаря феодосийцу Александру Сопареву, который встретился со мной и показал дорогу. И уже проводя вторую экскурсию по кладбищу, я вижу людей которые интересуются судьбой Яни Фока, что не может не радовать. А вчера я имел честь проводить экскурсию совместно с Татьяной Юрьевной Пермесской и показал это место еще людям. Таким образом, память об этом человеке будет жить дальше. Кстати, одна женщина сказала, что только ради Яни Фока и пришла. 
  У меня, как правило, очень мало свободного времени, но я нахожу возможность уделять внимание старому кладбищу. Были разговоры по поводу реставрации могилы Яни, но дело не сдвинулось и я решил внести свою лепту. Ранее из топографической описи Ростислава Степановича Лихотворика я знал, что на кладбище похоронено три представителя фамилии Фока:

Яни Фока 72-40
Х.В. Фока 76-64
Фока Мария Ивановна

  Имена первых двух начертаны на прямоугольных блоках, а позади на наклонной плите виднеется одинокая надпись Фока. Ее я и принял изначально за третью персону. Но когда вел экскурсию, мне сказали, что видели еще одну могилу женщины с фамилией Фока, не далеко от часовни Гаевского (то есть в другой части кладбища). Тогда я предположил, что около Гаевского находится третий человек, а фамилия Фока на наклонной плите - просто дубляж. При детальной проверке выяснилось, что могила у часовни Гаевского оказалась новой, ранее не известной. Это некая Фока Мария Александровна 1895-1976 г.


  Я не знаю, как выглядела могила Яни Фока в изначальном виде, поэтому мы с женой решили облагородить её как смогли. Я немного ровней сложил блоки, мы почистили  их от лишайника и навели буквы черной краской. Когда чистили наклонный камень с надписью Фока, я обнаружил там две строки предположительно имени и отчества. Написано было черной краской, но прочитать я на месте не смог, поэтому сделал крупный снимок.


  И лишь дома, сравнив с записями Лихотворика, пришел к выводу что на камне было написано "Фока Мария Иван." (отчество просто сократили). Выходит, что это та самая, третья Фока, которая записана в описи Лихотворика. Ниже наклонного камня была вмонтирована небольшая плита, возможно мраморная, на которой и было написано "Фока Мария Ивановна" и годы её жизни. А надгробие Яни лежит чуть ближе и является отдельной могилой. (изначально я думал что это было одно большое надгробие)

Вот что получилось.

  Не мешало бы скрепить все это раствором, но не было возможности. Не обошлось и без открытия. Моя жена как всегда замечает все самое интересное. На этот раз её внимание привлек небольшой надгробный камень с фамилией Фока, находящийся чуть левее Яни. Это маленькая могилка, возможно младенца - "УРАNIЯ I. ФΩка 1916" 


  Имя и фамилия написаны с использованием греческих символов, что подтверждает версию о греческом происхождении этого рода. Первым мне бросилось в глаза что буква "О" в фамилии написана греческой буквой Омега-Ω. Имя Яни в старо - греческой форме звучит как "Йоан" или "Иоанн", так что инициал "I" может говорить о том, что Урания - дочь Яни (Иоанна) Фока. А маленькое надгробие и всего одна дата "1916" - наводит на мысль, что она могла умереть при рождении.
  В истории встречается Иоанн Фока - византийский писатель XII в., армянского происхождения, возможно нашего земляка назвали в его честь. Кроме того в историческом романе "Страсти по Феофану" описывается Константинополь 1348 года и речь заходит про гробовщика Никифора Дорифора. В его мастерской работают два мастера, резчика по дереву - Иоанн и Фока. "Фока, в виртуозности не уступал Иоанну. Относился к древесине как к женщине, – трепетно и чувственно; и она подчинялась его рукам, пела под рубанком – звонко и ликующе. Он любил запах свежесрезанных стружек, толстых шершавых досок, из которых можно изготовить нечто уникальное." (Михаил Казовский. "Феофан грек.Страсти по Феофану" 2014 г.) Как будто описывают нашего Яни Фока. 
  Сейчас нам известны следующие люди с фамилией Фока:

Яни Фока 1872-1940
Х.В. Фока 1876-1964
Урания И. Фока 1916
Фока Мария Ивановна
Фока Мария Александровна 1895-1976

  Информация из базы данных репрессированных по Крыму: Фока Николай Степанович, 1903 г.р., м.р. г. Ялта, русский, из рабочих, б/п, женат, обр. неполное среднее, место жит. до ареста г. Ялта.

Источники:
1. Окоем. Феодосия. 1992 № 1
2. Барсамов Н.С. 45 лет в галерее Айвазовского" Крым. Симферополь. 1971 г. 
3. Газета Кафа, "Проспект Айвазовского имеет богатую историю", Ксения Серикова.
4. Михаил Казовский. "Феофан грек.Страсти по Феофану" 2014 г.
5. Справочник греческих имен.
6. Лихотворик Р.С. Опись топографическая феодосийского старого кладбища 2001 г.
7. Реабилитированные историей "Автономная Республика Крым", Житомирская обл.

Первухин Денис Евгеньевич (Феодосия)

При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.

1 комментарий:

  1. Я слышал, что Фок, был женат на сестре Шмидта, своего ученика. Мраморная доска на фасаде галереи Айвазовского вырезана Шмидтом, там внизу имеется подпись - " Резал Шмидт" Шмидт жил по Боевой, и не за долго перед смертью Шмидта, у него брали интервью ,кто то из работников галереи, то ли Айвазовского, то ли Грина,не помню точно. Может поднять архивы, Может станет что то более ясно о Фоке. Фока-- это сокращённо от Фокаиди. Вроде так, если не ошибаюсь

    ОтветитьУдалить